Луганская городская
коммунальная аварийно-спасательная служба и в мирное время - место не особо
спокойное. Но прошлым, военным, летом нагрузки на нее были увеличены многократно, а сотрудникам
вести свою работу приходилось под постоянными обстрелами. Об этом пишет газета «Жизнь
Луганска».
Старший
оперативный диспетчер Андрей Юрьевич Черкасов рассказал, что в функции диспетчерской службы входит прием информации о происшествиях от
жителей города и доведение ее до соответствующих коммунальных и экстренных служб. А также непосредственно оповещение на
этот счет городского руководства.
Нагрузка в июне-июле прошлого года была действительно серьезной. Совместно с режимно-секретным
отделом горсовета была создана
специальная «горячая линия» для сбора и обработки информации по
результатам обстрелов.
«Нами постоянно
подавались оперативные сводки по ситуации на 7.00, 12.00, 15.00, 19.00,
23.00 ежедневно, - вспоминает Андрей Черкасов. - Если до войны в сутки поступало порядка
300-400 обращений, то в июне-июле прошлого года – 800-900, а были дни, когда
доходило до 2000 в сутки».
Из
рассказа Андрея Черкасова узнаем, что в
подвале службы было организовано временное укрытие для сотрудников
дежурной смены. Но, как правило, диспетчеры
на момент интенсивных обстрелов просто выходили в коридор, чтобы постоянно быть на связи. В августе,
когда связь отсутствовала, жители приходили прямо в службу, просили о помощи в
транспортировке пожилых людей, больных, инвалидов - тех, кто не мог
самостоятельно передвигаться. Никому не было
отказано. Доставляли людей прямо на вокзал, к поезду, пока было железнодорожное
сообщение, а также в пункты отправления автобусов. Оповещали об
обстрелах, проводили эвакуацию.
Если
аварийники не могли выполнить заявку сами, экстренно передавали информацию нарочным на машине; например, при
повреждениях газопровода - в газовую службу. Каждый день, несмотря на обстрелы,
на территории эксплуатационно-линейного
управления автодорог проводились собрания директоров всех коммунальных служб
города, и информация по происшествиям за прошедшие сутки передавалась прямо на совещание.
«Диспетчерский
пункт запитывали от переносной
мини-электростанции, - продолжил Черкасов. - Не отказывали
и в помощи населению – стояло два стола, полностью заваленных
принесенными для подзарядки телефонами. Приносили и ноутбуки».
Командир
аварийно-спасательного отделения (АСО) Андрей Петрович Пороник сообщил, что было
много ситуаций суровых, жестких. С кровью, человеческими жертвами, останками. «Трудно
забыть день первого авианалета на
облгосадминистрацию. Мы прибыли в числе первых на место происшествия. Сначала оказывали помощь людям. Потом уже
было устранение последствий, - рассказал командир. - Нами была проведена
фотофиксация последствий авиаудара.
Тогда война по-настоящему зашла в наш город».
Продолжая
свой рассказ, командир АСО рассказал, что служба поддерживала постоянную связь
с ополчением, оказывали взаимопомощь.
Вместе выезжали на попадания. «Как-то
было очень большое повреждение в районе автовокзала – оборвало троллеи, и они
висели на проезжей части с одной и другой стороны. Вместе с нами поехал Манолис Пилавов - он всегда выезжал с нами
на глобальные повреждения. Ребята в
люльке обрезают троллеи, а тут новый сильный обстрел. Приседали в люльке, но
работать продолжали».
Прошлым
летом помещение аварийно-спасательной службы стало фактически домом для многих
сотрудников. Все летние месяцы, отправив семьи подальше от войны, 14-15
сотрудников службы жили прямо на работе.
Никто никогда от работы не отказывался, ссылаясь на то, что не его дежурство, а
она была и днем, и ночью. С продовольствием было не очень. Пайки небольшие. Сложили сами печку и куховарили на дровах.
Война
ведь - как катализатор. Открывает в людях либо низменное, либо возвышенное. И
очень важно, что спасатели, которые
приходят на помощь жителям своего города, выбрали для себя второе – милосердие,
патриотизм и поднимающее человека выше инстинкта самосохранения непреодолимое
желание в опасных обстоятельствах подставить плечо тем, кто слабее тебя и
нуждается в твоей поддержке.