Собственным
опытом преподавания в формате дистанционного обучения в этот раз с нами делится
классный руководитель 3а класса Луганской общеобразовательной школы № 13 имени
Александра Молодчего Наталья Гаврюшенко.
- Как
ни парадоксально, именно новая форма обучения, к которой мы были вынуждены
прибегнуть во время эпидемиологической опасности, позволила не просто
продолжить учебный процесс, но и повышать квалификационный уровень ее
пользователей. И даже начальная школа – не исключение. За эти несколько недель дистанционного
обучения у нас появилось столько идей, открылся такой простор для творческих
экспериментов, внедрения нового, прогрессивного.
Главным
преимуществом обучения, мне кажется, стала доступность необходимых знаний. Работая
в системе «Интернет», дети в начальных классах еще с помощью родителей получают
любой учебный материал, представленный не только преподавателями своей школы и Республиканского
центра развития образования, но и знакомятся с работами ведущих педагогов
России. Каждому ученику предоставляется широчайший выбор форм изложения
материала, будь то лекция или видеоурок, мультфильм или видеоигра. И школьник сам
выбирает ту форму подачи темы, которая наиболее ему понятна и интересна. Какое познавательное разнообразие!
Кроме
того, ознакомиться с этим материалом учащийся может в удобное для него время.
Сколько раз я замечала отсутствующий взгляд ученика на первом уроке. И причиной
тому было элементарное нарушение распорядка дня школьника: ребенок не смог
вовремя лечь спать: то мультик интересный досматривал, то мама не проконтролировала,
то гости задержались… Причин всегда множество, а страдает сам школьник и,
соответственно, его успеваемость.
А
теперь! Время на дорогу не тратится, нелюбимую кашу бабушка поутру не варит и расположиться
за книгой можно более удобно… Вот красота! Такая гибкость в процессе обучения
очень удобна и маленьким «совам», и подвижным «жаворонкам».
- Школьники успевают выполнять
ежедневную нагрузку?
-
При «обучении на расстоянии» у многих ребят моего класса появилась возможность учиться
в своем темпе. Знаете, ведь разные предметы учащимися воспринимаются по-разному.
Одного увлекает математика, другого окружающий мир... Есть ребята, которые
очень переживают, если не успевают за другими детьми, отстают в изучении
материала. А теперь у каждого есть возможность при изучении определенного материала
вернуться к более сложному вопросу, перечитать переписку с преподавателем и таким
образом усвоить материал значительно лучше.
И
как следствие всех этих факторов мои третьеклашки стали показывать более
высокий уровень обучения. Более того, некоторые общие показатели дистанционного
обучения превосходят результаты традиционной формы обучения.
- А как младшим школьникам удается
осваивать новейшие технологии?
-
С этим нет проблем! Те самые гаджеты, которые еще недавно «убивали» время детей
пустыми играми, сегодня служат просвещению детских умов. Ребята просто
«переформатировались» и научились использовать ресурсы сети Интернет себе во благо. Они вполне самостоятельно способны
выбрать удобную для себя форму общения с учителем: видеосвязь, звонки или
переписку.
С
этим связан еще один аспект. Меня как учителя не может не радовать возможность
индивидуального подхода в обучении. В привычном для нас формате школьного образования не всегда удается уделить должное
внимание каждому ученику: иногда мешает ограниченное время урока, иногда – подготовка
самого ученика. Во время вынужденной самоизоляции появилась возможность
общаться отдельно с каждым учеником столько, сколько это необходимо лично ему. И
ребятам это тоже нравится, ведь каждый чувствует себя лучшим, самым значимым для
учителя!
- Родители
принимают участие в учебном процессе?
- Дистанционная
форма обучения явно показала тесную связь родителей и детей, что способствовало
всплеску творческих способностей учащихся. Первая неделя дистанционного
обучения была для ребят чем-то удивительным, необычным. И чтобы помочь
адаптироваться к этой форме учебы, я обратилась к опыту внеурочной
деятельности. Инициативные родители создали для класса группу в соцсети, где мы
с ребятами, кроме обсуждения учебного материала, стали обмениваться
собственными рассуждениями, вели беседы, делились наблюдениями. Из такого
«неофициального общения» стала вырисовываться картина организации свободного времени
каждого ученика.
Таким
образом, стало понятно, как направить творческую деятельность своих учеников на
выполнение рекомендуемой МОН ЛНР проектной деятельности во время дистанционного
обучения. Вместе с учащимися мы определили интересные нам темы для более
глубокого изучения. Первой решили осветить тему «Пернатые друзья». Это не
случайно. Еще в первом классе мы создали команду «Эко-мы», которая занималась
изучением и защитой природы. Ребята стали выкладывать в группе фотографии тех птичек,
которых увидели, придумывать о них загадки, сочинять четверостишья… На второй
неделе большинством голосов выбрали тему «Насекомые». Пчелы и шмели были
представлены в разных форматах: фото, видео, рисунки, стишки… Следующим
объектом для освещения дети выбрали воздух, небо. До чего удивительно мироощущение
детей! Так трогательно наблюдать, как каждый из них старается выделиться,
подойти к вопросу творчески, осознавая и проявляя себя как личность. Этот
совместный творческий труд увлекает и родителей. Замечательно, когда все
вместе!
Игра,
с которой мы начали, приобрела форму, можно сказать, научного труда. Сейчас
этот познавательный материал накапливается, и, надеемся, что в итоге из него
выйдет увлекательный альбом. Правда, название еще не придумали, но дети уже
подсказали, что следует провести конкурс на лучшее название одной из наших творческих
побед! Наш класс еще больше сплотило желание узнать и сберечь окружающий нас
мир.
Практически
все дети увлечены компьютерами и поиском информации в глобальной сети. Сегодня, благодаря дистанционному образованию в школах
Республики, Интернет служит источником развития личности и ее совершенствования.