Лето – удивительная пора, когда детям можно вдоволь
гулять, бегать и прыгать. И особенно в это время дети жаждут приключений, путешествий
за город и на море, где могут развлечься и проявить себя. К сожалению, в этом
году возможности летнего отдыха весьма ограничены для всех, и большая часть детского
населения столицы также вынуждена проводить самые солнечные деньки в городе.
Дошкольные учреждения Луганска стараются по максимуму наполнить ребячью жизнь новыми
впечатлениями и полезным общением с природой.
Ясли-сад № 118 «Радуга» также
работает в особом – «летнем режиме». Это значит, что большую часть времени 205
его воспитанников проводят на свежем воздухе. В знойный летний день территория
дошкольного учреждения напоминает оазис, утопающий в зелени деревьев и
цветников. Игры на свежем воздухе, активные физические нагрузки, спортивные
соревнования; знакомство с окружающим миром. И огромную роль в том, насколько
интересно дети проводят лето в детском саду, играет желание и умение воспитателей
сделать каждый день для ребят ярким.
Спорт и труд к здоровью ведут
Через тройку месяцев «Радуге»
исполнится 48 лет, такой же почтенный возраст и у большинства растущих на ее
территории защитников от палящего солнца. В числе раскидистых деревьев – даже ели-великаны,
в их тени и начинается детское летнее утро. Детишки делают зарядку.
Детвора и родители знают: в «Радуге»
в любое время года и в любую погоду царит теплая солнечная атмосфера. Все
игровые участки оснащены песочницами, качелями, спортивными снарядами, есть и
дорожки здоровья, уголки отдыха. Малые скульптурные формы, поделки из
природного и бросового материала встречаются на каждом шагу, удивляют
творчеством на цветниках и игровых площадках.
Вот лужайка с веселыми и
необычными сказочными персонажами, сделанными из природного материала. Герои
этой «Поляны сказок» каждое утро приветствуют малышей и приглашают в страну
счастливого детства.
На территории детского садика
хозяевами себя чувствуют не только ребятишки, но даже пернатые – соечки,
синички, воробьи, дятел, кукушка и сорока-белобока. А игровую площадку, будто
лесную полянку, обжили два ежика. Малыши и колючиши друг друга совсем не
боятся, ежики храбро разгуливают по вытоптанным детскими ножками тропинкам, а
ребятишки в жаркие дни угощают их водичкой.
Каждое утро аллейки и
газончики на садовской территории аккуратно приводятся в порядок, даже асфальт
летом моется. Конечно, все это – заслуга сотрудников садика. Но есть у взрослых
и внештатные помощники.
Пятилетнего степенного Сашу
из средней группы «Путешественники» в саду знают и уважают все – сверстники и
взрослые. Он – помощник воспитателя, ответственный за клумбу. Такая у него
почетная миссия – защищать цветы от сорняков. Воспитательница давно приметила
Сашин талант: когда все ребята играют на улице, мальчику не до развлечений, он всегда
находит себе дело – то с ведерком и лопаткой аккуратно собирает листву на
тротуаре, то поливает из леечки газоны.
– Очень люблю заниматься уборкой,
– деловито поясняет Саша. – Дедушка дома мне доверяет любую работу! А в садике
я слежу, чтобы сорняки не мешали цветочкам расти. Как я их различаю? Ну, это же
просто. Татьяна Николаевна научила. Вообще, я люблю цветы и животных. У меня
дома рыбки и кот. Когда мы с мамой идем в садик, закрываем дверь в комнату, где
стоит аквариум, от кота. Хотя рыбки его не боятся – они очень быстро плавают. И
я умею плавать, как рыбки.
Экологическая тропа
Экологическое образование и
воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений работы в «Радуге».
Взрослые уверены, что чем раньше начинается формирование основ экологической
культуры‚ тем выше в дальнейшем ее уровень. И дети, похоже, не возражают. Судите
сами.
Вместе с юными экологами – средней
группой «Рябинушки» и воспитательницей Оксаной Анатольевной мы вышли на тропу –
экологическую. Ребята обступили рукотворный «муравейник» из застывшего цемента и
внимательно его «изучают».
Впереди у ребят еще долгое путешествие
по тропе. Маршрут разбит на участки – «Фруктовый сад», «Привал», «Лесная
поляна»‚ «Поляна насекомых», «Муравейник», «Луг»‚ «Клумба», «Во саду ли и
огороде»‚ «Птичий дом», «Пасека»‚ «Березка и Рябинка», «Липа»‚ «Клиновая
аллея», «Каштан», «Поляна сказок». Все, что встречается на пути – рассматривают,
наблюдают, обсуждают. До финиша не доберешься за время прогулки.
– Экологическая тропа
позволяет нам более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми и для занятий,
и для оздоровления детей на свежем воздухе, – рассказывает детский гид Оксана Калиуш.
– На тропе мы наблюдаем, играем, анализируем, организуем
экспериментально-поисковую деятельность. А свои впечатления об увиденном дети уже
выражают на музыкальных занятиях, в изобразительной и театрализованной
деятельности, в подвижных играх. Вот так ребенок знакомится с природой, так взращивается
и любовь к Родине – сначала забота о муравьишке, а потом сочувствие и соучастие
к человеку.
Доброта начинается с заботы о ком-то
Из лета в лето повторяется
история, когда в сезон отпусков маленькие воспитанники детских садов
отправляются с родителями к морю или на дачу, в деревню к бабушке. А в это
время детские сады закрываются, чтобы отремонтироваться, подкраситься,
генерально почиститься. Но только не этим летом. Почти весь детский народ
остался в городе. И «Радуга», как и большинство дошкольных учреждений,
подстроилась под ребячьи потребности. Даже «выпускники» сада, будучи формально
уже школьниками, практически в полном составе продолжают ходить в «Радугу».
Ребят разных возрастов
объединяют в общие группы. Родители не всегда сразу видят плюсы в этих передвижениях.
Но ведь главный принцип работы в саду – индивидуальный подход и не навредить.
– Одна мама такой «выпускницы»
выступила против того, чтобы ее девочка пребывала в группе с трехлетками:
«Взрослым детками с малышами не интересно», – рассказывает Оксана Калиуш. – Но ведь
для полноценного развития ребенку необходимо общение с детьми разного возраста.
Например, чтобы воспитать в детях доброту, надо создать такие условия, в
которых у них появилась бы потребность заботиться о ком-то.
Решили педагоги не сразу
исполнять родительскую просьбу, а попробовать понять, что на самом деле будет
полезно девочке.
– Захожу во «взрослую»
группу: «Ребята, смотрите, к вам пришли малыши, выберите того, кому вы будете
помогать», и наблюдаю за этой девочкой, с мамой которой состоялся разговор, –
продолжает рассказ воспитатель. – Вижу, заинтересовалась девчушка, целый день возится
с малышом, помогает ему одеться, оберегает, чтобы он не ушибся. Трехлетки, конечно,
еще не понимают, что с ними происходит, а у старших глазки горят – такая на них
возложена ответственность.
На следующий день вижу – сидит
эта девочка и чему-то учит своего воспитанника, терпеливо рассказывает ему
что-то. Через несколько дней мама этой девочки сама подошла и призналась, что
открылись в ее дочке удивительные душевные качества.
Лето в «Радуге» – польза детям
в каждой минутке. Взрослые здесь знают все секреты, чтобы их воспитанники радовались
каждому летнему дню, крепли, поправлялись, закалялись, учились понимать и
любить удивительный, прекрасный мир вокруг себя. Получали заряд энергии и
позитива на весь год.